FAQ по контролю топлива

Печать

 

 

Какие существуют варианты контроля расхода топлива? Можно выделить 2 основных принципа контроля топлива: расчет расхода за период по нормам и контроль фактически потребленного топлива. Для расчета расхода топлива система мониторинга измеряет параметры работы транспорта, от которых зависит расход: пробег, время работы на холостом ходу, время работы дополнительных потребителей. Имея эти данные, диспетчерская программа может автоматически выдать в отчете количество потребленного топлива, если в нее занесены нормы расхода на 100 км, час холостого хода, час работы дополнительного потребителя. Фактический расход можно контролировать двумя способами: измеряя уровень остатка топлива в баке и измеряя топливо, непосредственно проходящее через топливную систему. Каждый из этих способов описан подробнее в следующих абзацах. Также хочется отметить, что даже на предприятиях, где система СКАУТ используется вообще без контроля топлива, была достигнута существенная экономия топлива за счет: исключения "левых" рейсов, уменьшения непроизводственных простоев, повышения дисциплины водителей.

В чем преимущества и недостатки варианта контроля через расчет по нормам?

Преимущества:
  • Не требуется покупать и устанавливать дополнительные датчики. В простейшем случае достаточно подключить питание на GPS GSM прибор
  • Минимальное вмешательство в различные системы автомобиля
  • Хорошо соотносится с принципами списания топлива на многих предприятиях
  • Позволяет достичь существенной экономии топлива, т.к. пробег в системе GPS слежения невозможно "накрутить"
  • В системе СКАУТ в отличие от других систем мониторинга, помимо пробега, при расчете расхода учитывается время работы на холостых оборотах (прогрев двигателя, остановки в пробках, на светофорах, на остановках) и время работы дополнительных потребителей
  • Водители заинтересованы в экономии топлива, а значит, автомобили эксплуатируются в более щадящем режиме
Недостатки:
  • Реально расход может зависеть от факторов, измерить которые невозможно или очень затруднительно (загруженность автомобиля, стиль вождения, качество дороги, вертикальные перемещения)
  • Утвержденные нормы могут не соответствовать реальному положению дел
  • Не все дополнительные потребители можно контролировать, их потребление также зависит от загрузки

В чем преимущества и недостатки использования проточных датчиков расхода топлива?

Преимущества:
  • Контролируется реально потребленное топливо
  • Высокая точность для бензиновых двигателей
  • Не требуется калибровка, точность не зависит от формы бака и особенностей эксплуатации.
Недостатки:
  • Требуется врезание в топливную систему автомобиля, что проблеммно на гарантийных машинах
  • В дизельных двигателях есть "обратка", которая должна стекать в бак. Если ее замкнуть обратно в топливную систему после проточного датчика, то, во-первых это может привести к потери мощности двигателя и увеличению его расхода, т.к. топливо в двигатель будет поступать вспененное, а во-вторых это приведет к тому что топливо в баке не будет подогреваться, что также приведет к увеличению расхода
  • Если "обратку" оставить стекать в бак, то тогда показания "прямого" проточного датчика будут иметь большую ошибку, зависящую от нагрузки двигателя (отсечки)
  • Если "обратку", стекающую в бак также контролировать проточным датчиком и вычитать из объема топлива, поступившего в двигатель, то: Во-первых, этот датчик будет давать большую ошибку, т.к. топливо через него после цилиндров будет проходить пульсируя, на что эти датчики не рассчитаны. Во-вторых, общая точность системы из двух датчиков будет варьироваться в зависимости от "отсечки", т.к. каждый из датчиков неизбежно дает определенный процент ошибки и чем меньше нагружен двигатель, тем больше топлива в "обратке" и больше общая ошибка измерения расхода.
  • Невозможно контролировать сливы и фактические заправки топлива
  • Если несколько потребителей расходуют топливо из одного бака, то необходимо на каждый ставить проточные датчики

 

Какие есть преимущества и недостатки использования датчиков уровня топлива?

Преимущества:
  • Обнаружение наиболее часто встречающегося способа воровства топлива - слив из бака
  • Контроль заправок топлива. Второй способ воровства - принести чеки с заправки, реально заправив другой автомобиль или поделив деньги с сотрудниками АЗС. В системе СКАУТ отчет по топливу выводит данные по каждой заправке и сливу (объем, время и место) а также высчитывает итоговые данные за период: расход на 100 км, всего заправлено, всего слито, всего израсходовано
  • Высокая точность при использовании врезного емкостного или ультразвукового датчика уровня топлива
  • Приемлемая точность (в большинстве случаев) при использовании штатных датчиков уровня топлива (не надо покупать доп. оборудование). Штатные датчики уровня топлива (поплавкового типа) имеют так называемые "мертвые зоны", связанные с габаритами поплавка. Но это не мешает контролировать сам факт заправки или слива
  • Возможность точной калибровки бака и датчика в обычных условиях (заправляя бак порциями по 5-10%)
  • Если есть несколько потребителей, а бак один, то достаточно одного датчика уровня топлива (ДУТ)
  • Врезные датчики уровня топлива можно обрезать под требуемую длину. Доступны датчики длиной до 4 метров
  • Нет ни какого влияния на работу двигателя. Поломка датчика ни как не сказывается на работе транспорта.
  • Нет подвижных деталей, что увеличивает срок эксплуатации
Недостатки:
  • требуется сверлить отверстие в баке
  • уровень топлива в баке (объем) зависит от температуры топлива
  • не все штатные датчики имеют стандартный выходной сигнал
  • требуется процедура каллибровки (тарировки) бака.

 

Какие есть датчики уровня топлива и в чем их особенности?
Например:
ДУТ СТРЕЛА 
(ДУТ-Е) - Врезной датчик емкостного типа. Бывает с различным типом выходного сигнала: напряжение от 1 до 5 В (сигнал не защищен от помех), импульсы частотой от 500 до 1500 Гц (лучшая защищенность), RS-485 и RS-232 (не подвержен воздействию помех). ДУТ "СТРЕЛА" имеют широкий диапазон напряжения питания (от 8 до 30 В). При обрезании датчика, уменьшается диапазон изменения выходного сигнала, а следовательно увеличивается ошибка измерений. Зато датчик не требует программирования при установке. Цена на датчик типовой длины с установкой составляет около 7000 рублей. 
ДУТ LLS (фирмы Omnicomm) - Врезной датчик емкостного типа. В настоящее время выпускается только с цифровым выходным интерфейсом. Дополнительно можно заказать преобразователь из цифрового сигнала в аналоговый "DALCON". ДУТ LLS имеет узкий диапазон напряжения питания (от 8 до 15 В). При обрезании датчика, не уменьшается диапазон изменения выходного сигнала, а следовательно ошибка не увеличивается. Но для этого датчик требует программирования после его обрезания. Цена на датчик типовой длины с установкой составляет около 10000 рублей. 

Почему в отчете по заправкам и сливам есть ложные записи, время и место заправок иногда определяется не точно? Описываемая Вами ситуация иногда встречается. Дело в том, что отчет по топливу - это результат действия математического алгоритма обнаружения заправок и сливов по данным измерений от некоего Датчика Уровня Топлива (ДУТ). Как Вы понимаете, качество обнаружения заправок и сливов а также точность их измерения зависят от нескольких вещей:
1. качества (точности и наличия шумовой составляющей) измеренного сигнала с выхода ДУТ. Это также зависит от качества калибровки (тарировочной таблицы). 
2. настроек отчета по топливу (настроек математического алгоритма обнаружения заправок и сливов).

Для конкретной реализации (конкретного рейса, за который хотим построить отчет) результат также зависит от начальной точки анализа. В любом случае, даже при использовании высокоточного цифрового ДУТа (пускай даже идеально измеряющего уровень), график уровня от времени будет иметь некоторые флюктуации и по этому, в нашем алгоритме обнаружения заправок и сливов, среди прочих методов, используется сглаживание входной реализации.

Результатом этого является "затягивание" фронтов заправки. Для обнаружения заправки и слива, алгоритм должен "увидеть" существенное изменение среднего уровня топлива, при чем это изменение не должно быть кратковременным. Поэтому, алгоритм принимает решение о наличии заправки и слива при условии что до заправки было продолжительное время примерно одно значение сигнала, а после - уже другое и тоже продолжительное время.

Короче говоря, если время начала анализа выбрать за несколько минут (30 и менее) до заправки, есть большая вероятность, что эта заправка будет пропущена или определена с большой ошибкой. Также, в зависимости от выбранного времени начала анализа, немного может изменится результат математической обработки и для последующих точек реализации. Если заправка еле-еле проходит установленные параметры фильтра, то при другой начальной точке анализа, она уже может быть выкинута из отчета и наоборот. По этому есть такая рекомендация, которую мы даем всем обучающимся работе с программой пользователям: Отчет по заправкам и сливам помогает анализировать графики и находить сливы и места заправок. При этом для принятия каких - либо решений, необходимо проверить его результаты по графикам. Если есть проблемы с настройкой отчета под конкретные ДУТы на конкретные автомобили (ложные сливы и заправки, пропуск реальных, неточные цифры) - задайте соответствующий вопрос со всеми необходимыми данными в службу техподдержки - мы постараемся настроить отчет правильно.

Copyright 2013. www.s-telecom.su | ООО "С-телеком", г.Чита, ул.Лермонтова 10, тел.355-643, 355-333