Телеком на карантине

Печать

Резко выросший во время карантина трафик не сильно помог операторам связи увеличить выручку. Для развития инфраструктуры отрасли нужна поддержка со стороны государства.

Ситуация в мире

На первый взгляд, период карантина и самоизоляции – хорошее время для телекома. Компании по возможности перевели сотрудников на удаленную работу, общение переместилось в онлайн, покупки делаются через интернет, скучающие на самоизоляции люди активно скачивают сериалы или играют в онлайн-игры.

В первом квартале 2020 года нагрузка на сеть в разных странах выросла на 10–70%, сообщил партнер консалтинговой компании Ernst & Young Антон Устименко в ходе онлайн-сессии «Пандемия как стресс-тест для сетей связи: возникнет ли иммунитет к растущим нагрузкам».

Операторы связи взяли на себя часть социальной нагрузки по обеспечению непрерывности жизни и бизнеса, частично обнулили стоимость трафика социально значимых ресурсов, увеличили объем трафика, включенный в те или иные пакеты, в некоторых странах Европы ввели бесплатные звонки за границу, отменили штрафы за несвоевременную оплату счетов.

В результате в Китае, например, не смотря на серьезные экономические трудности в карантинный период, рост выручки телеком-операторов составил от 0 до 2%. После возвращения к нормальной жизни нагрузка на телеком снизилась, но все равно осталась выше, чем до эпидемии COVID-19. «Привычки людей изменились, теперь они уже не перестанут работать, учиться, делать покупки из дома, смотреть видео онлайн, и высокая потребность в операторах связи сохранится и после кризиса», – подчеркнул представитель EY.

 Люди в основном остаются дома, так что можно ожидать роста выручки операторов фиксированной связи, причем как в массовом сегменте, так и в корпоративном. Выручка операторов мобильной связи, по мнению эксперта, сначала упадет (например, в США на 4–5%), но потом ситуация улучшится. 

 Многое будет зависеть от политики компаний. Те, кто успел построить вокруг своих абонентов экосистему сервисов, выиграют: доходы от одних сервисов будет падать, а от других расти, что позволит операторам сохранить выручку.

 

 Фиксированная связь переживает всплеск востребованности

Пандемия показала: когда возникает потребность в качественном интернете, фиксированные линии наиболее надежны. Доступ в интернет востребован даже больше, чем гречка и туалетная бумага. «Телеком не просто социально ответственный бизнес – без нас самоизоляция невозможна в принципе. Мы помогаем пережить стресс, организовать общение с близкими, обеспечить снабжение продуктами питания и лекарствами, наладить взаимодействие – все это возможно только благодаря интернету. И то, что у нас в стране высокий уровень проникновения ШПД, оказалось важно», – отметил генеральный директор «ЭР-Телеком холдинга» Андрей Кузяев.

Так, потребление трафика абонентами «ЭР-Телеком холдинга» выросло на 40%. Однако из-за того, что многие сервисы (в частности, все медийные) предоставлялись бесплатно и абоненты получили возможность пользоваться сервисами в кредит, выручка снизилась на 5–10%. «Правительство не понимает, в какой сложной ситуации мы оказались: нам надо инвестировать в развитие сети в условиях падающей выручки. А в пересчете на тот объем трафика, который мы вынуждены пропускать, выручка упала на 40–50%», – заявил Андрей Кузяев.

В России цены на интернет одни из самых низких в мире. Но когда президент выступил с инициативой бесплатного доступа к социально значимым ресурсам, операторы начали искать возможность для этого. Очевидно, что реализовать эту возможность нужно так, чтобы не разрушить отрасль. Но в любом случае доступ в интернет – это ключевая жизненная потребность.

 Мобильные операторы потеряли роуминг и розницу

Операторам мобильной связи приходится еще сложнее. Директор по стратегии и развитию бизнеса компании «МегаФон» Александр Соболев отметил потери от сокращения потребления связи в международном роуминге: «Люди перестали путешествовать. Они теряют работу, им не на что жить. Мы уже видим множество банкротств ИП, отсюда большие цифры отключения телефонов. Огромный пласт клиентов перестал разговаривать, пользоваться мобильной передачей данных».

Розничная торговля операторов тоже стала проблемой. В салонах связи практически нет посетителей, но закрыть их совсем нельзя, так как есть абоненты, которые не могут пополнить баланс онлайн. «У нас несколько десятков процентов розницы по тем или иным причинам закрыто, – подчеркнул Александр Соболев. – Полбеды, что салоны не работают из-за того, что закрыты торговые центры. Основная причина в том, что снизился трафик в ритейле. Люди почти перестали приходить в офлайновые точки. Это влияет как на подключения, так и на продажи устройств». К тому же за время пандемии телеком-компании потеряли часть абонентов-мигрантов, которые вернулись из России домой, в страны СНГ.

Разнонаправленные тренды выделила директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова. В компании в конце марта тоже отметили резкий рост трафика в расчете на одного пользователя, но это не единственный тренд. При этом снизилось количество активных пользователей передачи данных (тех, кто потребляет более 100 Мбайт в неделю). «Такая поляризация базы характеризует сегодняшние тренды – они очень противоречивы», – считает Светлана Скворцова.

Причина в разных моделях поведения абонентов. Например, из Москвы люди разъехались – пятая часть абонентов выехала в область, соседние регионы. Они перестали пользоваться фиксированным доступом, зато увеличили потребление мобильного интернета. Сезонные рабочие, которые остались без работы, уехали за пределы РФ и перестали пользоваться услугами оператора связи. Остальные абоненты самоизолировались в спальных районах и снизили потребление мобильного интернета за счет фиксированного доступа. 


Подробнее на IKSMEDIA.RU: http://www.iksmedia.ru/articles/5665085-Telekom-na-karantine.html#ixzz6NdB4iJu8